"Судьба солдата"
Краевой конкурс
"Нам доверена память"
Часто задаваемые вопросы
Интервью
Полезные ссылки
Книга памяти
Письма опалённые войной
Кубанскими поисковиками обследовано место падения самолёта в горах Карачаево-Черкесской республики
Эта история началась пару лет назад с обнаружения нашим коллегой Александром Хожалым в немецких архивах протокола допроса пленного советского летчика. В документах указано имя пленного летчика - оберфельдфебель Карманов 1914 г.р. из 975 ИАП, уроженец г. Горький.
Примерный перевод: "В горную дивизию, отдел 1а 10.09.1942. Местный лагерь Касательно: Сообщение о сбитии советского истребителя типа «Рата» 8.09. 1942 года около 10 часов 5 минут пролетели 2 советских истребителя от направления «Кни» (дословно «колено») через Теберду и через короткое время вернулись обратно в южном направлении. Они пролетели над стройкой группы RAD 370, которая находится в 3,5- 4 км от КНИ и около 10-11 км от Теберды. На стройке работают 4 взвода моего подразделения, в то время как 2 взвода задействованы примерно в 1 км южнее. Самолёты были обстреляны направленным и массированным огнем из MG и винтовок. В то время как летящие от Теберды самолёты были обстреляны, пролетая над стройкой, один из самолётов развернулся и начал атаку ( с бреющего полёта) по стройке. Стало ясно, что самолёт производит много дыма, и было видно, что мотор несколько раз выходил из строя. Этот самолёт снова пытался набрать высоту, что у него не вышло. Поэтому он свернул от направления долины Теберды в восточном направлении и влетел в боковую долину (Гоначхир, ведёт к Клухорскому перевалу), которая соединяется с долиной Теберды на юго-востоке. Все, кто участвовали в обстреле самолёта и могли наблюдать происшествие вблизи, убеждены, что машина была повреждена и должна была приземлиться. (Далее перечисляются свидетели)
Так как было очевидно, что самолёт был сбит, были высланы разведчики, которые должны были найти машину. Поиск 08. 09 был безрезультатным. Рано утром 9.09 был выслан снова разведотряд, который состоял из OTF Schödelbauer (SB) подразделения 4. 370 и 2 работника. Schödelbauer вернулся вместе со своими людьми под вечер и сообщил следующее: Машина была найдена в уже названной соседней по отношению к долине Теберды долине в разбитом состоянии. Пилота, который был ранен, взяли в плен. Оружие и бумаги были у него отобраны. Машина была обследована, сразу выяснилось, что в сохранившейся несущей плоскости самолёта не было обнаружено следов обстрела зенитной установкой, однако легко распознавались сквозные пробоины от винтовок. На носу и моторе из-за сильных повреждений при столкновении со скалами невозможно было установить следы обстрела.
После 30 или 45 минут после того, как SB достиг самолёта, появился лейтенант с несколькими унтер-офицерами и отрядами артиллерийского подразделения, которые должны были бы располагаться в Теберде. Лейтенант заявил, что самолёт был сбит зенитной установкой и потребовали передать им пленного пилота. Пилот был передан лейтенанту зенитного подразделения и, вероятно, был доставлен в полевой лазарет Теберды.
Это никак невозможно, чтобы этот самолёт был сбит зенитной установкой в Теберде, потому что без сомнения оба самолёта возвращались неповреждёнными из Теберды вверх по долине Теберды и могли быть повреждены только при атаке с юга на север на стройку. Стройка Имперской трудовой/рабочей службы, которая прорывала и взрывала путь на крутом склоне, была хорошо видна из воздуха, поэтому атака без сомнений была направлена именно на неё. Как приложение передаю вам лист с картой и два удостоверения, которые были отняты у пленного пилота. Остальные бумаги остались при пилоте при передаче лейтенанту зенитного подразделения."
В августе 2021 года усилиями поисковиков Сочинского и Анапского отрядов ККОПО "Кубанский плацдарм" была проведена работа по поиску указанного в документах места, В результате, в долине реки Уллу-Муруджу Тебердинского городского округа поисковиками было обнаружено место падения самолёта!
Удалось найти и осмотреть множественные обломки крылатой машины, так же найдены номера на моторе № 1621 и на части конструкции самолёта № 152144, который соответствует типу Учебно-тренировочного истребителя УТИ-4 (учебная версия И-16). Останков пилота не обнаружено.
После тщательной работы в архивных справках и немецких документах установлено:
Истребитель УТИ-4б №152144. 975 ИАП. Пилот мл.л-т Карманов Михаил Филипович, попал в плен, позже был освобождён, вернулся в полк и продолжил воевать. Погиб в воздушном бою 27.11.1943 года.
Поиск продолжается!
Фотогалерея