Пе-2

 

Сложная оперативная обстановка, складывающаяся под Новороссийском во второй половине апреля 1943 года, вынуждала наше командование дополнительно перебрасывать на Кубань не только истребительные дивизии, но и бомбардировочные. Как и в случае с истребительной авиацией, в бомбардировочных полках наблюдался острый дефицит современных самолетов.

В этот период бомбардировочная авиация 4 и 5 воздушных армий была представлена машинами с которыми немногим менее года назад вступила в Битву за Кавказ.

В большинстве своем это были самолеты разработанные и произведенные еще в 30-х годах: СБ и Дб-3. Ночные бомбардировщики были представлены бипланами У-2 и Р-5. При этом даже СБ и Дб-3 использовались главным образом в ночное время чтобы хоть как-то сократить их потери от атак авиации противника.

В сложившихся обстоятельствах, появление на фронте 2-го бомбардировочного авиационного корпуса, укомплектованного пикирующими бомбардировщиками Пе-2, позволило обеспечить поддержку сухопутных войск в любое время суток, а сопровождение их новенькими истребителями отечественного и иностранного производства, сократить до минимума потери при выполнении боевых заданий.

Корпус в составе двух дивизий (223 и 285 БАД) прибыл на Северо-Кавказский фронт в оперативное подчинение 4 воздушной армии в конце апреля 1943 года. В общей сложности на вооружении Корпуса имелось 108 «пешек», как называли свой самолет сами летчики. В период с 01.05.43 г. по 01.07.43 г. на аэродромы базирования не вернулось 18 машин Корпуса, при выполнении боевых заданий погибли 60 летчиков.
Наибольшие потери Корпус понес в боях на центральном фасе Голубой линии на участке между населенными пунктами Киевское - Молдаванское.

Именно между селами Молдаванское и Русское в январе 2015 года нами было обнаружено место падения советского двухмоторного самолета. До наших дней на склоне поросшей лесом балки сохранились две большие воронки в местах удара авиационных двигателей. Обследование местности позволило установить, что самолет падал почти вертикально, при этом у него горел левый двигатель. Было принято решение начать раскопки с правого мотора.

На глубине около двух метров лопаты уткнулись в редуктор. К сожалению, в послевоенные годы мотор был извлечен из земли местными жителями и сдан в металлолом. Теперь наши надежды на установление имен членов экипажа и их судьбы, были связаны с левым мотором самолета. Через неделю, 31.01.2015 г. мы вернулись к месту падения и продолжили поисковые работы.  На глубине около метра в районе левого двигателя начали попадаться фрагментированные останки экипажа. До конца дня из раскопа, помимо останков летчиков, были извлечены две запасные обоймы от пистолета ТТ, две парашютные системы и три ботинка. Все указывало на то, что вместе с самолетом погибли двое из трех летчиков, входивших в штатный состав экипажа Пе-2.

  Наши надежды относительно левого мотора не оправдались: вычистив воронку до самого дна мы не нашли ничего кроме слитков расплавленного дюраля. Установление имен найденных летчиков оказалось под большим вопросом.

Раз за разом анализируя списки потерь личного состава 2 БАК, сравнивая их с боевыми донесениями Корпуса и истребительных частей, осуществлявших прикрытие бомбардировщиков, мы с очень большой долей вероятности определили экипаж. По нашему мнению, под все собранные обстоятельства гибели, наиболее подходил экипаж в составе пилота младшего лейтенанта Шмакова, штурмана старшего сержанта Соболь и воздушного стрелка-радиста сержанта  Никитина из 205 БАП 285 БАД. Их самолет был сбит 26.05.1943 г. огнем ЗА противника на юго-западной окраине села Русское и упал в районе цели.

   Боевые донесения бомбардировщиков и истребителей, составленные по результатам этого вылета, почти в точности повторяли, дополняли друг друга и полностью укладывались в картину произошедшего.
Оперативная сводка № 35 Штаб 285 БАД хут. Буряковский 26.05.43 г. к 21.00 карта 50 000:
«Четвертая группа 8 Пе-2 из состава 205 БАП, ведущий капитан Сорокин в 18.37, с высоты 1900 метров, с горизонтального полета, с одного захода бомбардировала боевые позиции ЗА на юго-западной окраине Русского, но группа должна была бомбардировать войска противника в пункте Красный.

По докладам экипажей Красный был закрыт дымом от пожаров. Причина бомбардирования не по цели выясняется.

Сброшено 50 ФАБ-100, 14 ФАБ-50. Израсходовано патрон БС 150, ШКАС 160. Разрывы бомб легли по цели. Вызван сильный взрыв с выделением черного дыма. Результат сфотографирован. В районе цели группа атакована сверху сзади 2 Ме-109. Произведена одна атака. Обстреляны ЗА из района Молдаванское, Русское, Верхний Дессерим до 30 разрывов одновременно. Разрывы ложились среди группы бомбардировщиков. Все самолеты имеют от 1 до 8 пробоин от осколков ЗА. Самолет младшего лейтенанта Шмакова сбит и упал в районе цели. Один член экипажа выпрыгнул с парашютом.

Группу сопровождали до цели и обратно 6 Як-7. Сопровождение удовлетворительное.    Из сопровождающей группы сбит 1 Як-7».

Оперативная сводка № 39 Штаб 278 ИАД Новотитаровская 26.05.43 г. к 22.00 карта 100 000 – 41 г.:
«18.16 – 19.10 6 самолетов Як-7б из состава 43 ИАП, ведущий капитан Волчков сопровождали группу бомбардировщиков в р-н Киевская. Бомбардировщики сделали один заход, бомбы легли у северной окраины Русское. Наблюдали очаги пожара. Во время разворота от цели 2 Ме-109 из облачности атаковали л-та Заяц, подбили, который с дымом со снижением пошел в р-н Крымская. Посадку не наблюдали. 1 Пе-2 над целью в период разворота был подбит МЗА, у которого загорелся левый мотор. Л-т Кочетов наблюдал, что выбросился парашютист. Пе-2 упал в этом же районе».          

Информация об одном парашютисте подтверждалась и немецкими архивами. В частности в базе данных о советских военнопленных, находится на хранении учетная карточка на младшего лейтенанта Шмакова, захваченного в плен 26.05.43 г. в районе Крымская. В последствии Шмаков был направлен в лагерь люфтваффе для пленных летчиков и освобожден в 1945 году частями Красной Армии. В 1985 году младший лейтенант запаса Шмаков Алексей Герасимович был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Это было какое-то дежавю! Снова повторялась история экипажа младшего лейтенанта Волкова!!!          

Таким образом, подтвердилась информация даже о количестве погибших летчиков. Более того, экипаж Шмакова был единственным сбитым в этом районе, в составе которого погибли двое из трех членов. Все остальные экипажи потерянные на участке Киевское – Молдаванское, погибли в полном составе.          

  Тем не менее, было принято решение еще раз обследовать все собранные фрагменты самолета с целью сбора дополнительной информации о самолете. Вдохновило нас еще и то, что по информации наших коллег из Ленинградской области, имевших больший опыт работ с самолетами Пе-2, на моторах М-105 модификации РА, а именно такая модификация устанавливалась на «пешках», номер мотора дублировался на редукторах. В нашем распоряжении был редуктор от правого двигателя и это был наш последний шанс, которым мы воспользовались в полной мере. Более тщательное обследование редуктора позволило обнаружить заветный номер 125-475.

Согласно книг учета самолетов и моторов 285 БАД,  самолет Пе-2 № 16/123 с моторами М-105РА №№ 125-475 и 23-1419 числится как потерянный при боевой работе 205 БАП в мае 1943 г.   

Пазл сложился! Теперь не оставалось никаких сомнений, что на окраине села Молдаванское 26.05.43 года погибли штурман Соболь и стрелок-радист Никитин из 205 БАП. 

Список безвозвратных потерь 2 БАК за май 1943 г.:
«26. Соболь Анатолий Иванович, старший сержант, штурман экипажа 205 БАП, 1921 г.р., уроженец Полтавская обл., Пищенский р-н, с. Новый Орлик;
27. Никитин Дмитрий Иванович, сержант, воздушный стрелок-радист экипажа 205 БАП, 1918 г.р., уроженец Казахстан, Алматинская обл., с. Масловодное…».

Первые же результаты поиска родственников Соболя принесли результат. Было установлено, что трое его родных братьев погибли на фронтах Великой Отечественной, а его отец был первым председателем колхоза в селе Новый Орлик.

Еще пара дней понадобилась что бы в г. Братске найти племянника сержанта Никитина.

 

Евгений Порфирьев

 

 

 

Яндекс.Метрика