"Судьба солдата"
Краевой конкурс
"Нам доверена память"
Часто задаваемые вопросы
Интервью
Полезные ссылки
Книга памяти
Письма опалённые войной
История командира звена 812 истребительного авиационного полка капитана Свеженцева
Когда речь заходит о воздушных сражениях в небе Кубани, то в первую очередь на память приходят имена таких прославленных советских летчиков-истребителей как Александр Покрышкин, братья Дмитрий и Борис Глинка. Еще немного покопавшись в уголках своей памяти можно вспомнить имена Героев Советского Союза Дмитрия Калараша и Вадима Фадеева. Но, среди защитников Кубанского неба были и те, кто мог бы заслуженно стоять в одном ряду с этими легендарными пилотами, но оказались незаслуженно обойдены вниманием авторов, пишущих о войне.
Следующим своим рассказом мне хотелось бы исправить эту несправедливость и поведать читателям историю нашего земляка, командира звена 812 истребительного авиационного полка капитана Свеженцева.
Федор Свеженцев родился 26 февраля 1916 года в селе Маламино Успенского района Краснодарского края. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. В декабре 1942 годы был направлен в формирующийся 3-й истребительный авиационный корпус и назначен на должность командира звена 812 ИАП. Как уже неоднократно писалось ранее, 19 апреля 1943 года Корпус прибыл на Кубань из Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего.
20.04.1943 г. состоялось боевое крещение 3 ИАК. В 08:50 утра взлетели первые 16 Як-1б 812ИАП. Группу летчиков первой эскадрильи капитана И.Д. Батычко возглавил командир полка майор А.У. Еремин. Несколькими минутами позже на взлет пошли истребители из состава 2-й эскадрильи капитана Т. Новикова, а за ними истребители 3-й эскадрильи капитана Ф.К. Свеженцева. Посмотреть на своих летчиков вылетела пара Е.Я. Савицкий — А.И. Новиков из штаба корпуса.
Сухие строки Оперативной сводки Штаба 264 ИАД № 01 от 20.04.1943 года, так отразили первый боевой вылет Федора Свеженцева:
«812 ИАП 08.50 – 10.16 16 Як-1 прикрывал войска на поле боя в р-не Новороссийск. Вели воздушный бой Н=3000-4000 м с 6 Ме-109, 2 Фв-189 и 12 Ю-88. В результате боя капитаном Свеженцевым сбиты 1 Ме-109 и 1 Фв-189, л-том Тюгаевым - 1 Ме-109 и 1 Фв-189, ст. л-том Батычко 1 Ю-88. Группой майор Еремин, л-т Тищенко, капитан Наумчик, сержант Патраков сбит 1 Ю-88.
Не вернулись с задания на свой аэродром мл. л-т Адамчук, л-т Морозов, с-т Бабукин, л-т Сорокин, с-т Ковалев, старшина Заспини с-т Иванов. Вынужденно сел на аэродром Тимашевская ст. с-т Мартыненко».
Вот таким был первый боевой опыт Федора Свеженцева. В замечательном советском фильме «В бой идут одни старики» есть такая сцена, когда командир эскадрильи гвардии капитан Титаренко напутствует молодых пилотов перед их первым боевым вылетом. Он говорит им, что можно вообще не стрелять, главное удержаться в паре со своим более опытным ведущим и тогда у них будет шанс выжить и в последствии стать настоящими боевыми летчиками, а «бубновых» на их век еще хватит. Но, в отличии от героев фильма, у пилотов 3 ИАК не было более опытных ведущих, для них всех и ведущих и ведомых этот бой был первым. И от того как каждый из них поведет себя в бою будет зависеть вся их дальнейшая судьба летчика-истребителя.
В своем первом бою Федор Свеженцев сбил два самолета противника и в дальнейшем его фамилия будет фигурировать в каждой оперативной сводке дивизии вплоть до 8 мая 1943 года. Капитан Свеженцев станет возможно единственным пилотом, у которого число боевых вылетов будет равняться числу проведенных воздушных боев — 29. Он никогда не уклонялся отбоя, всегда бросался в гущу врагов, словно чувствуя, что отмеренный ему срок не велик и старался успеть нанести как можно больший урон противнику. По воспоминаниям сослуживцев, Федор жил небом, в полете он сливался с самолетом в единое целое и громил врага. Всего за две недели пребывая на фронте он сбил 11 самолетов противника и за это же время был дважды награжден боевыми орденами: Отечественной войны 2-й степени (Приказ по 3 ИАК № 01/н от 25.04.43 г.) и Красного Знамени (Приказ по 3 ИАК № 3/н от 06.05.43 г.).
8 мая 1943 года 265 ИАД имела боевую задачу прикрывать боевые порядки наших войск в районе высоты 118,0, что 1 км северо-восточнее Неберджаевская. В Оперативной сводке штаба 265 ИАД № 19 от 08.05.1943 года, как обычно по-армейски коротко и сухо всего парой строк описан последний бой капитана Свеженцева:
«09.50 5 Як-1 вели воздушный бой с 2 Ме-109 в р-не Неберджаевская Н=4000-1000 м. В результате боя не возвратился с боевого задания командир АЭ капитан Свеженцев».
А вот как этот же бой описан в книге А.П. Калинина «Истребители над «Голубой линией»:
«В свой последний полет отважный летчик ушел в туманный день и над линией фронта сходу завязал воздушный бой с истребителями противника. Небольшая группа самолетов, возглавляемая Свеженцевым, атаковала численно превосходящего противника. Один «мессер», охваченный пламенем, врезался в землю, но остальные чувствуя численное превосходство продолжали атаковать наши самолеты. В какой-то момент у капитана Свеженцева закончился боекомплект. Не выходя из боя он продолжал руководить подчиненными, а когда был поврежден самолет летчика Картавина, то Свеженцев чтобы защитить своего ведомого, решился на таран. Туман и низкая облачность помешали произвести точный расчет, и вместо удара винтом по хвостовому оперению, капитан Свеженцев обрушился на противника всей тяжестью своей машины...»
О том, что произошло после тарана, мы можем достоверно узнать из рапорта л-та Лисицина, занимавшегося в 812 ИАП установлением судеб летчиков не вернувшихся с боевых заданий. Согласно собранной им информации в результате опроса очевидцев воздушного боя, в том числе пехотинцев, наблюдавших с земли за событиями в небе, было установлено, что командир АЭ 812 ИАП капитан Свеженцев 08.05.43 г. таранив немецкий самолет выпрыгнул на парашюте на Н=1500-2000 м, был расстрелян немецкими истребителями и на землю упал мертвым. Самолет врезался в землю в районе хутора Шибик-2. Свеженцев похоронен на кладбище 700 м южнее хутора Шибик-2.
В этот день немцы действительно подтвердили потерю в районе Крымской трех своих истребителей Ме-109 и повреждение еще одного. Один из безвозвратно потерянных «мессеров» был сбит огнем зенитной артиллерии, два других сбиты воздушных боях с нашими истребителями. Причем один из них был сбит в результате тарана Як-1б: унтер-офицер Карл Шпрайтцер на Bf-109G-2 № 14036 из состава III./JG52. Правда авторство этого тарана принято признавать за пилотом 43 ИАП лейтенантом Маковским, но сейчас, по вновь вскрывшимся обстоятельствам, есть все основания пересмотреть эту версию. Тем более, что в соответствии с Оперативной сводкой Штаба 278 ИАД № 21 от 08.05.1943 г., лейтенант Маковский в этот день вылетел на боевое задание на самолете Як-7б, а первые самолеты типа Як-1Б были зачислены в состав 278 ИАД лишь на следующий день 09.05.1943 года. Кроме того, согласно Оперативной сводки, Маковский таранил Ме-109 юго-западнее Крымской, а именно там в квадрате 75263 по системе координат люфтваффе, заявлен второй потерянный немцами в этот день «мессер» Bf-109G-4№ 19525.
2 мая 2016 года нашей поисковой группой отрабатывалось место падения советского самолета в районе бывшего населенного пункта Шибик-2. В послевоенные годы обломки самолета были извлечены из земли местными жителями и сданы в металлолом. Тем не менее, вокруг воронки было разбросано достаточно много фрагментов машины, по которым удалось установить тип самолета — Як-1б. Элементов парашютной системы, либо останков летчика обнаружено не было, и все указывало на то, что пилот покинул самолет и спасся на парашюте.
На месте падения были найдены фрагменты бортового вооружения - пушки ШВАК, которые за прошедшие 70 лет сильно корродировали и нам, к сожалению, не удалось обнаружить и прочесть на их поверхности заводские номера, которые в свою очередь могли бы позволить установить номер самолета на котором была установлена пушка, а так же имя и судьбу пилота.
Единственной зацепкой был обломок блока двигателя, но котором отчетливо читалась цифра «1», последняя цифра заводского номера мотора М-105ПФ. Почти месяц времени потребовался что бы исследовать документы по потерям наших истребителей Як-1б в районе хутора Шибик-2. Среди всех самолетов данного типа, сбитых в этом районе, только у одного номер мотора заканчивался цифрой «1». Это был Як-1 № 24120 с мотором М-105ПФ № 4-2911 капитана Свеженцева из состава 812 ИАП.
Не смотря на то, что хутора Шибик-2 уже давно нет, до наших дней сохранилось старое хуторское кладбище. Большинство захоронений на этом кладбище пришли в упадок и заросли, за исключением некоторых могил, за которыми родственники погребенных ухаживают до сих пор. Но могилы с именем капитана Свеженцева среди таковых нет. С годами она была попросту утрачена, как многие другие могилы на этом кладбище.
Более того, согласно данных сайта Минобороны РФ ОБД-Мемориал, имя капитана Свеженцева не увековечено ни на одном из воинских мемориалов, его нет даже в Книгах Памяти. Рассказать всем об этом человеке, его жизни и короткой, но поистине героической судьбе летчика-истребителя, это самое малое, что мы можем сделать для восстановления памяти о командире эскадрильи 812 ИАП капитане Свеженцеве, родившимся на Кубанской земле и отдавшем за нее свою жизнь.
3 сентября 2016 года внук летчика — Свежинцев Федор Иванович, в сопровождении поисковики «Кубанского плацдарма», сначала посетил место падения самолета своего героического деда, а затем принял участие в установке обелиска на месте его захоронения на бывшем сельском кладбище бывшего хутора Шибик-2.