Ас Люфтваффе нашёл смерть в Кубанском небе

Работа на местах падения самолетов, хоть и является одним из приоритетных направлений работы поисковой организации «Кубанский плацдарм», но далеко не единственным. Гораздо больше времени уделяется работе на местах боев сухопутных войск. И хотя ПО «Кубанский плацдарм» зарегистрировано в качестве юридического лица лишь в мае 2014 года, благодаря многолетней работе наших поисковиков удалось обнаружить и торжественно захоронить с отданием воинских почестей останки более 5500 бойцов и командиров Красной Армии.
  В ходе одной из таких экспедиций, проводимой нами в ноябре 2014 года вблизи пос. Виноградный Крымского района в полосе наступления 1-й особой дивизии ВВ НКВД, возле передовой линии траншей было обнаружено место падения самолета. Воронка оказалась довольно глубокой, отдельный фрагменты самолета ушли в землю почти на 5 метров. Светового дня не хватило чтобы извлечь из раскопа все обломки и завышающая часть работ происходила при свете автомобильный фар. Самолет явно был немецкого производства, на что указывали покореженные от удара и последующего взрыва боеприпасы бортового вооружения калибра 7.92 мм.

На нескольких фрагментах конструкций самолета отчетливо читались технологические клейма, содержащие информацию о типе летательного аппарата: это была легендарная в своем роде «штука». Такое прозвище в годы войны получил немецкий пикирующий бомбардировщик Ю-87, применявшийся зачастую в качестве штурмовика переднего края.
 
 
Удар о землю был такой силы, что коленвал мотора погнуло пополам, а экипаж буквально разорвало на мелкие части. На уровне кабины были эксгумированы фрагментированные останки пилота и его парашютной системы.
  Не смотря на все усилия, нам не удалось найти каких-либо зацепок, которые позволили бы  установить обстоятельства гибели самолета и экипажа. В нашем распоряжении
 
было несколько кадров трофейной аэрофотосъемки этого района, сделанных в различные периоды. Самый ранний из них датировался 05.07.1943 г., и на этом снимке отчетливо было видно место падения и хаотично разбросанные вокруг воронки конструкции самолета. Эта информация безусловно ограничивала временные рамки поиска, но не отвечала на главный вопрос: чьи же останки были нами найдены.
 
 
Все дело в том, что место падения расположено в непосредственной близости от высоты 121.4, более известной как Сопка Героев. Ожесточение воздушных боев в этом месте в период с 26 мая по 07 июня 1943 года было сравнимо лишь с боями
 
над плацдармом Малая Земля в середине апреля того же года и не знает аналогов в мировой истории войн. По данным боевых донесений того периода, в воздухе одновременно могло находиться до 250-300 самолетов. Ежедневные потери с обеих сторон исчислялись десятками машин.
 
 
Спустя почти две недели перебирая и отмывая находки, на одном из дюралевых фрагментов фюзеляжа самолета был обнаружен номер 1070 R, нанесенный от руки черной краской. Не могло быть никаких сомнений в том, что это именно заводской номер самолета. И вскоре это было подтверждено архивными документами люфтваффе.
 
 
По данным немецкой стороны, 02.06.1943 г. самолет Ju-87D-3 № 1070 (S7+AB) из состава I./StG3, был сбит зенитной артиллерии русских в 3-х км северо-западнее ст. Крымская. Экипаж в составе пилота майора Schillerи стрелка-радиста фельдфебеля Bohl, числится пропавшими без вести. По донесениям других пилотов, участвовавших в этом вылете, они наблюдали как из подающего самолета выбросился с парашютом стрелок-радист.

Однако, особого внимания заслуживает личность пилота этого самолета. Хорст Шиллер родился 06.09.1917 г. в Берлине. Летную карьеру лейтенант Шиллер начал в 3./StG160 и изначально летал на биплане Hs-123. В мае 1939 года его группу переименовали в 3./StG1. В сентябре 1939 года Хорс Шиллер участвовал в Польской компании. Затем Шиллера перевели в 1./StG1, которая в апреле-мае 1941 года сначала действовала на Балканах, а позже в Северной Африке. 22.01.1942 года оберлейтенанта Шиллера наградили Немецким крестом в золоте, а 01 декабря того же года, уже в звании гауптмана он возглавил 1./StG1.
 
В феврале 1943 года его группу перекинули на Восточный фронт, где он действовал с аэродрома Керчь. Как уже говорилось ранее, 02.06.1943 г. его самолет был сбит огнем ЗА в районе ст. Крымская. Посмертно майор Хорст Шиллер был удостоен высшей награды фашистской Германии – Рыцарского креста. За свою летную карьеру майор Шиллер совершил 466 боевых вылетов, на его счету были 2 потопленных транспорта и один эсминец, уничтожено 12 зенитных и артиллерийских батарей, 17 танков и даже один бронепоезд.

Я так подробно рассказываю о биографии этого пилота по той причине, что он стал одним из трех летчиков, сбросивших первые бомбы во второй мировой войне, и тем самым невольно стал одним из первых солдат самой кровопролитной в мировой истории войны.

После окончания 1-й мировой войны Восточная Пруссия, самая восточная немецкая земля, оказалась отрезанной от основной части Германии. По условиям Версальского договора территория Западной Пруссии вдоль Балтийского побережья была передана Польше, до этого не имевшей выхода к Балтийскому морю. Эта довольно узкая полоса земли получила название "польского коридора". По нему проходила 100-км линия железной дороги, бывшая основным средством сообщения между Кенигсбергом и Берлином. Самым уязвимым местом на ней был мост через Вислу около города Тчев (Tczew) в 50 км южнее Гданьска. И немцы, и поляки это прекрасно осознавали, и последние подготовили мост к взрыву на случай нападения Германии.

Поэтому целью первого немецкого налета в ходе 2-й мировой войны стал не сам мост, а польские пункты управления взрывом моста, расположенные в бункерах на близлежащей железнодорожной станции Тчев, а также кабели, идущие от них к мосту. Их необходимо было уничтожить, чтобы не допустить взрыва моста прежде, чем его не захватят немецкие части, доставленные туда на бронепоезде. Такую ювелирную работу могли выполнить только пикирующие бомбардировщики Ju-87.

Приказ выполнить эту задачу получили пилоты I./StG1. Одетые в гражданскую одежду, они несколько раз проехали в поезде по этой железной дороге между Восточной Пруссией и Германией, чтобы своими глазами увидеть будущую цель.
  В 04.26 1 сентября 1939 г., т.е. еще за 20 минут до официального начала боевых действий, с аэродрома около германо-польской границы в Восточной Пруссии поднялось звено Ju-87B в составе: обер-лейтенант Бруно Диллеи (BrunoDilley), лейтенант Хорст Шиллер (HorstSchiller) и унтер-офицер Герхард Гренцель (GerhardGrenzel). Самолеты несли по одной 250-кг бомбе под фюзеляжем и по две 50-кг бомбы под каждой плоскостью. Спустя 8 минут, несмотря на сильный утренний туман, закрывавший землю, они безошибочно вышли к Тчеву. Пройдя над Вислой на высоте 10 метров, Ju-87B затем, набрав высоту, сбросили бомбы на свои цели. Бункеры управления взрывом были уничтожены, а электрические кабели, ведущие к мосту, перерезаны.

Таким образом, Шиллер, Диллеи и Гренцель стали первыми пилотами Люфтваффе, совершившими боевой вылет в ходе 2-й мировой войны. Однако, несмотря на то, что они успешно выполнили свое задание, польские саперы все же успели взорвать мост, так как бронепоезд с немецкими войсками, которые должны были захватить мост, задержался в пути.

К сожалению нам не удалось установить имена зенитчиков, сбивших 02.06.1943 г. самолет майора Хорста. Остается надеяться, что командование по заслугам оценило из меткую стрельбу и зенитный расчет получил заслуженные награды. А останки Хорста Шиллера были переданы нами представителю Фольксбунда для организации захоронения на сборном кладбище.

Евгений Порфирьев – заместитель руководителя ККОПО «Кубанский плацдарм»
 
Яндекс.Метрика